A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 218"

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в МАОУ СОШ №218

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю   образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС.
         Одним из направлений работы по внедрению ФГОС является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. В настоящее время это направление становится все более приоритетным. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.
         Одарённость понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].

Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].
         На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
         Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
         Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным её аспектам.
         Одаренность ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Кроме того, одарённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребёнок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать своё увлечение от педагога.
         Таким образом, судить об одаренности ребёнка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Одно из главных направлений работы с одаренными детьми МАОУ СОШ №218 – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории  детей: 
1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях  (выявляются уже в младшем школьном  возрасте);
2)  учащиеся с признаками специальной, умственной  одаренности в определенной области науки  или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
3)   учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в  старшем школьном  возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.
Качества, характерные для будущих творцов.
1. Раннее  овладение знаниями в избранной сфере.
2. Проявление  высокого интеллекта, хорошей памяти.
3. Увлеченность своим делом, энергичность.
4. Демонстрация  ярко выраженной независимости, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умение контролировать себя.
6. Стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умение извлекать практический опыт и быстрое приобретение художественного и интеллектуального опыта.

Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия:

  • обучение в разных типах школ на соответствующем уровне,
  • разнообразная внеклассная работа,
  • мобильные вертикальные и горизонтальные группировки,
  • индивидуализированное обучение,
  • ускоренное обучение и обогащенные программы.

Выявление одаренных детей осуществляется с 1 класса. В течение первого года необходимо внимательно всматриваться в каждого ученика, стремясь увидеть его неординарность: на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления.
Учитель видя его интересы может дополнительно заниматься, давать задания на дом, ориентировать родителей обратить внимание на ребенка.

Одаренность редко проявляется если ее не развивать. Начиная со среднего звена задача учителя направлена на развитие этой одаренности.

Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только  в рамках общешкольной программы, и работа психолога – составная часть этой программы.
         Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. 

Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Для успешной организации сопровождения разработана программа, которая позволяет реализовать ресурсные возможности всех участников образовательных отношений в школе.

Работа с одарёнными детьми

В нашей школе  психолого-педагогическое сопровождение строится в следующих направлениях:

  1. С обучающимися

диагностика и выявление одарённости;

развивающая работа (групповая);

коррекционно - развивающая работа (индивидуальная);

индивидуальная тетрадь «Мой путь к успеху»;

индивидуальная диагностическая карта «Компас индивидуального развития обучающегося»

-  бизнес- школа «Успех»;

неделя психологии «Мой успех. Хочу рассказать».

     2. С родителями

Родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что их ребенок достигнет высоких результатов по всем предметам. В связи с этим у школьника развивается «комплекс отличника», при котором любое снижение отметок воспринимается как драма. Оказываемое таким образом давление со стороны родителей влияет на нервно-психическое здоровье учащихся, занижение самооценки. Объясняется это тем, что любые результаты деятельности ребёнка должны заканчиваться сравнением с ожидаемыми запросами родителей. В том случае, если ребенок не «дотягивает» до необходимого уровня, определенного социальной средой, его самооценка стремительно снижается, причем не всегда по вине родителей.

У одаренного ребенка в процессе развития формируются чрезвычайно высокие личностные стандарты. Они критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены имеющимися результатами, следствие этого – внутриличностный конфликт, заниженная самооценка и тревожность.

Возникает парадоксальная ситуация. Казалось бы, выдающиеся достижения, которые совершаются одаренными детьми, должны формировать у них чувство уверенности в своих силах, а неадекватность самооценки должна склоняться в сторону ее завышения, а не занижения. Однако вместо позитивного самовосприятия психологи сталкиваются с неуверенностью, тревожностью и даже отчаянием ребёнка.

     - диагностика ресурсного потенциала родителей, одаренных детей;

     - программа сопровождения родителей;

     - выступление на родительских собраниях «Как формировать личную успешность ребенка»

     3.  С педагогами

Наряду с семьей, школа является важнейшим институтом социализации, который определяет успешность дальнейшего гармоничного развития личности. В этот период ребенок осваивает новую социальную роль ученика и включен в системы взаимодействия «ученик-ученик» и «учитель-ученик». Особые сложности реализации этих взаимодействий отмечаются у так называемых одаренных детей. Успешность социализации таких детей обеспечивается, в первую очередь, адекватным отношением к ним со стороны учителя. Повышенное внимание к одаренным детям со стороны преподавателей ведет к нарушению внутригруппового взаимодействия. Этот дисбаланс может выражаться как в завышенной самооценке одаренного ученика, преувеличении собственных успехов, так и во взаимном недружелюбии и проявлении агрессии со стороны ученической группы (класса).

     - диагностика потенциальных возможностей педагогов, работающих с одарёнными детьми;

     - выступление на педагогических советах;

     - индивидуальная программа сопровождения педагогов;

     - тематический тренинг «Одарённый ученик- одарённый педагог»

Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
• детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
• создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
• выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
• структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Поэтому девиз нашего ОО -  «Успех школы-успех каждого»!

 

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен