12 декабря 2024 в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО специалисты отдела психолого-педагогической службы МАОУ СОШ № 218 провели лекционно-практическое занятие для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов по теме «Проектирование и реализация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с расстройством аутистического спектра (РАС) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и ФАОП».
Крапивина Олеся Александровна, учитель-дефектолог (учитель ресурсного класса), Палкина Ксения Ивановна, учитель-логопед, Шендрик Виктория Валерьевна, тьютор, представили на курсе эффективные коррекционно-развивающие практики работы с детьми с РАС.
Учитель-дефектолог Крапивина Олеся Александровна рассказала об особенностях инклюзивной модели «Ресурсный класс», какие преимущества она даёт в создании специальных образовательных условий для учеников с расстройством аутистического спектра.
Поделилась опытом организации образовательной деятельности в «Ресурсном классе», слушателям был предложен алгоритм по формированию навыков групповой работы у ребят с РАС и ТМНР. Большое внимание в процессе практико-ориентированного семинара было уделено созданию пространственно-временной среды, учёту особых образовательных потребностей обучающихся с РАС. Еще одной важной темой обучения было взаимодействие специалистов психолого-педагогической службы в ходе работы с детьми с РАС, а также информационная поддержка и консультирование родителей и педагогов общеобразовательной школы по вопросам обучения таких детей.
Шендрик Виктория Валерьевна поделилась опытом работы тьютором «Ресурсного класса», рассказала, какие знания и навыки необходимы для сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС, какие возникают сложности в ходе работы, а также пути их решения и возможности для профессионального развития.
Учителем-логопедом Палкиной Ксенией Ивановной были предложены 2 темы. По первой теме специалист охотно поделилась с коллегами эффективными логопедическими технологиями в работе с детьми с РАС (традиционными и инновационными). Наглядно, с примерами из практики, подкрепляя свое выступление фото и видеоматериалами, показала эффективность технологий, рассказала об особенностях каждой технологии. Также была дана литература по теме и ссылки на Интернет-ресурсы, где можно приобрести настольные игры и дидактические пособия для детей с аутизмом.
Среди инновационных технологий были представлены: музыкотерапия, песочная терапия, логоритмика, лэпбук, информационно-компьютерные и игровые технологии. Ксения Ивановна рассказала слушателям, как она использует на занятиях с детьми с РАС такие пособия, как: блоки Дьеныша, палочки Кьюзенера, Дары Фрёбеля, досочки Сегена, многоуровневую развивающую игру «Инклюзив». А также нейропсихологические упражнения, настольно-печатные игры и здоровьесберегающие технологии.
Во второй части своего выступления Ксения Ивановна подчеркнула значимость вовлечения детей с ОВЗ, в том числе с РАС, в конкурсное движение, обозначила этот путь, как один из способов успешной социализации таких детей. Она предлагала включать каждого ребенка с ОВЗ в конкурсное движение, создавать специальные условия, в которых он сможет себя проявить. Иными словами, запустить импульс любознательности, дать почувствовать ощущение свободы и вселить смелость пробовать что-то новое, поддержать веру ребёнка в безграничность окружающего мира и своих возможностей. Специалист поделилась алгоритмом вовлечения детей с ОВЗ в конкурсное движение, дала практические рекомендации по эффективному взаимодействию с родителями, показала на примерах, как участие в конкурсах меняет самосознание ребенка, делает его успешнее, увереннее в себе.
Коллеги с большим удовольствием слушали, задавали вопросы, делились своим опытом, и оставили положительные отзывы о практической значимости представленных работ.